ЛК психолога

Трудности адаптации подростков: как помочь ребёнку на каждом этапе

21 сентября 2024
71
0
Только подростки могут одновременно сочетать в себе невинность, дерзость и безразличие.
Что такое подростковый возраст?

Процесс взросления у детей происходит достаточно остро. Они начинают предъявлять завышенные требования не только к себе, но и к обществу. Формируются как личности, решают сложные проблемы.

Поэтому социальная адаптация подростков – одна из актуальнейших тем, изучаемых современной психологической наукой и практикой.

По определению, подростковый возраст – это переходный этап в развитии людей между детством и взрослостью.

По разным источникам, у девочек он начинается в 10-13 лет, у мальчиков – в 11-13, а заканчивается в 15-18 и 16-18 соответственно. Всемирная организация здравоохранения определяет подростковый возраст с 10 до 19 лет.

Подрастающее поколение сталкивается с массой противоречий и трудностей. Это связано со сложностями в системе образования, а также с психологическими особенностями подросткового возраста.

Факторы, влияющие на адаптацию подростков

Адаптация в новом коллективе – навык, который нужен на протяжении всей жизни. Налаживать отношения непросто. Но через сопротивление и преодоление трудностей прорастают коммуникативные способности.

Сложности социальной адаптации подростков разделяются на ряд факторов:

биологические (физиологические, генетические, психофизические)

психологические (акцентуация характера, психопатология)

особенности идентичности подростка (уровень самооценки, реакция на стресс, инфантилизм)

социально-педагогические (семейное, общественное, школьное воспитание)

Проявление трудностей в адаптации

Внешне трудности в адаптации подростков проявляются как:

чрезмерная эмоциональность

неуверенность в принятии решений

рассеянность

конфликтность

агрессивность

Всё это затрудняет отношения со сверстниками и обществом. Начинаются межличностные конфликты, падает учебная успеваемость, игнорируются требования взрослых. Часто подросток становится на путь хулиганства, непринятия общепринятых рамок. Уходит из дома, находит «дурные» компании, ворует деньги у родителей.

Типы «трудных» подростков:

акцентуированные

эмоционально неустойчивые

педагогически запущенные

ситуативно и собственно трудновоспитуемые

Почему возникают трудности в адаптации?

В нашей стране ребенок меняет круг общения достаточно редко. Первый раз это происходит при переходе из детского сада в школу. Затем в среднее и старшее звенья, техникум, институт.

Однако, часто возникают ситуации, когда смена детского коллектива зависит от родителей. Например, переход в профильную школу или переезд. 

Ребёнку заново приходится показывать себя, налаживать общение со сверстниками и взрослыми, осваиваться в новой среде.

Начальная школа

В младших классах адаптация идёт от пары недель до трёх месяцев. Легче всего первоклашкам, потому что они находятся в равных условиях. Первый месяц дети вместе подстраиваются под общие правила, заводят свои традиции. 

Смена школы пока не так страшна благодаря подвижной психике детей. Они лучше подстраиваются под новые обстоятельства.

Родителям важно чаще бывать с ребёнком, но позволять ему решать мелкие проблемы самому. Не навязывать своё мнение, интересоваться его мыслями и эмоциями. Не пресекать попытки общения со старыми друзьями. Постараться оставить секции и кружки, в которых занимался ребёнок.

Средняя школа

Ученикам с 5 по 9 класс сложнее менять коллектив. В этом возрасте начинаются серьёзные гормональные изменения. Происходят глубокие психологические и физические перестройки. Авторитет родителей снижается, акцент идёт на мнение масс. А смена коллектива делает период взросления недружелюбным и сложным.

Ребёнок начинает быть более замкнутым, отстраняться от родителей, отстаивать свои личные границы. Во время стресса это состояние может усилиться.

В средней школе новичок приходит уже в сформировавшуюся социальную группу. Со своими законами, лидерами и аутсайдерами. Месяц-полтора класс присматривается и делает вывод, в каком качестве принять нового человека.

Объясните подростку, что сначала коллектив может не принимать новичка. Это нормально. Ребятам нужно время, чтобы привыкнуть друг к другу. Важно не пытаться играть чужую роль, а оставаться самим собой.

Старшая школа

Старшие классы (с 9 по 11) школьники выбирают более менее осознанно. Это, в основном, профильные классы. Поэтому адаптация в них сравнима с начальной школой.

Гормональная перестройка уже заканчивается, интересы найдены, самость проявлена. Ребята делятся на группы по 2-5 человек. Примкнуть к ним гораздо легче, чем влиться в целый коллектив.

Большинство старшеклассников готовится поступать в другие учебные заведения, и общается в разных социальных средах. Поэтому мнение одноклассников становится не таким значимым.

Родителям нужно чаще поддерживать подростка, дать возможность самореализации и собственного выбора. Помогать исправлять ошибки, а не указывать на них.

Когда адаптация затягивается

Процесс адаптации в норме длится не более трёх месяцев. В противном случае, нужно попросить помощи у специалиста.

На что родителям важно обратить внимание?

Нарушения сна. Постоянная сонливость, бессонница или тревожный сон – это не норма.

Изменения в режиме питания. Подросток много ест или, наоборот, отказывается от еды. Резко изменились его вкусовые предпочтения. Он начал выбирать определённый набор продуктов.

Телесные и невротические проявления. Зажатость, скованность движений, опущенные плечи. Ребёнок начинает грызть ручки, карандаши, ногти. Теребить одежду, расчёсывать болячки.

Внешний вид. Подросток старается ходить в одном и том же, чтобы удержать стабильность.

Нежелание ходить в школу, делать уроки, равнодушие к оценкам, – это также тревожные звоночки.

Единичные проявления перечисленных факторов встречаются у любого ребёнка. Но систематическое их повторение дольше трёх месяцев говорит об острой необходимости работы с психологом.
Как поддержать ребёнка, который идёт в новый коллектив?

Независимо от того, что привело к необходимости смены коллектива, нужно попытаться помочь ребёнку справиться с ситуацией.

Примите тот факт, что новая среда – это всегда сложно. Не акцентируйте внимание на грубое или агрессивное поведение. 

Не ругайте старую школу. То место даже если не было хорошим, оставалось знакомым. Для ребёнка это сравнимо с отрицанием своих потребностей и желаний.

Не заостряйте внимание на смене места учёбы. Подростку итак непросто, поэтому не стоит напоминать ему о том, что было, что стало.

Не занижайте важность адаптации, не обесценивайте проблемы. У детей разные коммуникативные способности. Одни легко вливаются в новый коллектив, другим на это нужно продолжительное время. Некоторые не могут попросить ластик у одноклассника. Такая нерешительность может остаться с ними на всю жизнь. Потому что во взрослом возрасте сходиться с людьми становится сложнее.

Не пытайтесь организовать общение ребёнка, отбирая гаджеты. Это вызовет дополнительный стресс, обиду и агрессию. А значимый взрослый превратится из защитника в очередного врага.

Постарайтесь всегда оставаться на стороне подростка. Поддержка родителей нужна в любом возрасте, особенно в период становления личности.

❤️ Любите детей, и их жизненный путь станет намного легче.
Понравилась статья?
Поделитесь мыслями
Войдите, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подобрать психолога

Другие разделы статей

Перейти к сравнению