Транзактный анализ (ТА) изучает индивидуальные потребности, поведение и мотивы, а также их проявление в коммуникации между людьми как в паре, так и в составе группы. Кстати, в первых переводах на русский использовалось название трансакционный. При этом, смысловое значение сфокусировано на акте обмена сообщениями, похожем на формулу стимул-реакция в поведенческом направлении, и созвучие со словом «транс» (измененное состояние сознание) или «акция» (дополнительные смыслы из финансовой сферы) отвлекало от сути. Поэтому сейчас чаще употребляется название транзактный (иногда транзакционный, т.к. единицу обмена называют транзакцией). Возможно, термин видоизменился и с развитием информатики – для определения обмена данными в программировании используется написание через «з», а в юридическом и финансовом употреблении осталось «с».
Эрик Берн (настоящее имя Леонард Бернштейн) описал оригинальную структуру личности, простым языком обозначил тенденции и силы психической жизни с акцентом на социальном взаимодействии. Эго-состояния «Родитель», «Взрослый» и «Дитя» присутствуют в каждом из нас. Дальнейшая разработка модели личности добавила еще ряд частей (в ТА их называют структурой второго порядка) – например, Маленький Профессор (интуиция и креативное решение задач из Детского состояния), или Большой Свин (самые обидные «стимулирующие» высказывания в свой адрес, впитанные от родительских фигур, апогей самоедства и самопринижения). В зависимости от модели, которых в теории выдвинуто несколько, деление и структурный анализ может насчитывать с дюжину и даже больше различных составляющих (смотри вариант на картинке).
Берн успел описать важные понятия социального взаимодействия: структурирование времени, двойные послания, детально изучал игры и ритуалы. Выделил три правила коммуникации:
Параллельная транзакция имеет элемент ожидания и не прерывается до завершения разговора. Если транзакции пересекаются, то есть вероятность того, что человек перейдет в то эго-состояние, которому сообщение было адресовано, чтобы направить параллельную транзакцию.
При пересекающихся транзакциях происходит разрыв коммуникации, и для ее восстановления одному или обоим участникам нужно изменить эго-состояние. Сообщение, в котором обмен на социальном и психологическом уровне различается и идет одновременно, называется скрытой транзакцией.
Поведенческий результат скрытой транзакции определяется на психологическом уровне.
«Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди»
Думаю, что многие слышали про драматический треугольник, который описал ученик Берна, Стивен Карпман. Это некий шаблон, выведенный из большой выборки разнообразных игр и поведенческих паттернов, сводимый к трем ролям: Жертва – Преследователь – Спасатель. Главный «антидот» к драматическому треугольнику - не примерять на себя ни одну из этих ролей, поскольку все они циклично и закономерно сменяют друг друга. Как и с любой концептуальной конструкцией, не стоит забывать, что это метафора. Важно учиться применять ее на пользу, не возводя в абсолют и не становясь тем самым «Преследователем», раздающим «диагнозы».
Позднее один из последователей ТА Тайби Кэлер выделил пять посланий от родителей, которым мы слепо следуем, словно едем в повозке, доверившись кучеру (так переводится понятие драйвер). Драйверы — это усвоенные с детства «управляющие настройки», которые становятся определяющими для нашего поведения даже тогда, когда нам это не выгодно. Звучат они так:
"Будь сильным" - Be strong
"Будь лучшим (совершенным)" - Be perfect
"Радуй других" - Please others
"Старайся изо всех сил (борись)" - Try Hard
"Спеши (торопись)" - Hurry up
Для каждого из них в терапии существует «противоядие» - противоположное следованию этим предписанием. Здесь работа похожа на поправку курса самолета при сильном боковом ветре, когда его сносит мимо, но пилот все же хочет прибыть в запланированную точку.
В ТА существует экзистенциальное понятие жизненной позиции. Эрик Берн считал, что еще до формирования сценария, ребенок определяет отношение и свое место в мире. Это отношение можно описать вариантами Я+ или -, Вы + или – (это близкие), ОНИ + или – (другие, социум). Российский психотерапевт и автор популярных книг для самопомощи, Михаил Литвак в своей диссертации добавляет еще позицию Труд. Отталкиваясь от эталонной формулы психологического благополучия (все плюсы), он выводит типологию личностных комплексов.
Теперь предлагаю сосредоточиться на понятии сценарий. Ребенок «пишет свою пьесу», исходя из представлений и решений, которые формируются примерно к 5 годам жизни. Он определяет жанр, сюжет, цели и финал.
Концепция сценария в ТА состоит из нескольких положений:
Сценарий – это план жизни
Сценарий ведет к расплате
Человек сам принимает решение о сценарии
Сценарий подкрепляется родителями
Сценарий лежит вне пределов осознания
Мы искажаем реальность с целью «оправдания» сценария
Во многих случаях цикличных событий в жизни, как и в случаях повторяющихся из поколения в поколение, мы обращаем внимание на то, что будто исполняем некие роли. А хотим иметь возможность вернуть себе авторство и ясность восприятия, вариативность в решениях и действиях, адекватных ситуации. В этом и помогает сценарный анализ.
Сценарий — это индивидуальная конструкция. Он исследуется в работе с клиентом в разных аспектах, касающихся событий жизни его самого и его семьи. Есть разница и в подходе к анализу сценария, будь то структурный вариант (он ближе к психоанализу), или собственно сценарный анализ в групповой терапии, о котором пишет еще один ближайший последователь Берна, Клод Штайнер. Он прозорливо отмечает, что для клиента гораздо важнее бывает то, как он может изменить принятое в детстве решение, нежели то, каким образом оно было сформировано. На основе самых распространенных проблем, с которыми обращаются к психотерапевту, Штайнер выделил три группы сценариев и описал их основные причины формирования:
В основе лежит экономия поглаживаний (в ТА это еще и словесные формы признания), ограничивающая свободный обмен между людьми. Хронический голод в результате приводит к депрессии или крайней форме «замирания» (кататонии). Доминирует чувство «меня никто не любит» или «я не достоин любви».
Неспособность справиться с жизнью, чувство беспомощности – то, что в быту называется отсутствием силы воли, ленью, незнанием, чего хочешь, легкомыслием или «сумасшествием». Формируется «благодаря» полученным в детстве запретам мыслить и познавать мир. Взрослые учат ребенка не использовать свою взрослую часть, а основным «орудием» становятся обесценивающие транзакции или игнорирование.
Эта группа приводит к разнообразным вариантам зависимости и отчуждения тела. Включает не только явные алкоголизм или наркоманию, но и зависимости от любых веществ, меняющих ощущения (кофе, сигареты, лекарственные препараты, специи и т.д.) Основная причина – это утрата контакта с собственным телом, в результате чего люди перестают понимать, что чувствуют. Взрослыми прилагаются большие усилия, чтобы не дать детям пережить полноту их телесного бытия. В жизни каждого человека есть элементы сценариев, подавляющих естественность.
«Сценарии жизни людей»
Интересный прием, которым иногда пользуются транзактные аналитики, это вопрос: «Какой девиз был бы написан у тебя на футболке, если бы он отражал твою жизнь?» Сценарий уточняется в школьном возрасте и может даже корректироваться к подростковому, но, как правило, уже в юности становится отточенным бессознательным «течением», на которое ориентируется личность в своих ощущениях и решениях. Наша психика тяготеет к обобщениям и шаблонному соотнесению по категориям всех событий жизни с минимальными затратами (сознательной включенностью). Даже антисценарий, в случае попытки кардинально изменить ситуацию, может стать той силой, что влечет человека к его судьбе во всех проявлениях жизни, помимо его воли.
Есть еще многое в ТА, что мы не затронули в данной статье. Это и система Рэкета (рэкетные чувства и марки), и Матрица игнорирования, и понятие интимности, а также контракт, заключаемый в психотерапевтической работе. Подробнее об этом, упражнениях и техниках, используемых в ТА, можно прочесть в книге «Техники транзактного анализа и психосинтеза», автор - Ирина Малкина-Пых.
«Техники транзактного анализа и психосинтеза»