ЛК психолога

“Почему я снова спасаю взрослого мужчину”: синдром спасателя и как он портит жизнь.

23 мая 2025
80
0

Он взрослый. Как-то справлялся с жизнью до встречи с тобой. Но вот ты уже предлагаешь ему идеи для карьерного роста, включаешь лекции по саморазвитию в фоновом режиме, чтобы он "пропитался атмосферой”. Мотивируешь его идти в зал, ходишь с ним в зал, но он всё равно не хочет туда ходить. Терпишь его раздражение, апатию, объясняя себе, что «ему просто тяжело» и «он не виноват». А ещё варишь ему супы, чтобы он почувствовал, что о нём заботятся, и …параллельно лечишь свою тревожность.

Потому что кто, если не ты?

Он просто запутался. Сложный период. Ему просто нужна поддержка, душевное тепло. Ты готова быть той самой - сильной, опорной, светом в его тоннеле. Он не просил о помощи? Не уточнял, как именно его поддержать? Это неважно. Ты и так знаешь: спасаешь как умеешь, интуитивно, как бы хотела, чтобы спасали тебя.

Вот только спасаемый всё никак не спасется, а ты превращаешься в раздражённую и вымотанную женщину.

«Он ведь раньше был другим»

Точно? Он правда был раньше другим, сильным? Может оказаться, что нет. Точнее, что подтверждений этому нет, а скорее «я так его увидела и придумала». Зато была идея, что если его полюбить, поддержать, вдохновить, то он станет сильным и надёжным. Что любовь и забота превратят его в того, кем он никогда не был.

Это довольно распространённая история. И тут важный вопрос: а что я пытаюсь получить и почувствовать через спасательство и такого партнёра? Бывает так: когда я верю, что он изменится, я на самом деле пытаюсь спасти не его, а себя из прошлого. Ту маленькую девочку, которую не заметили, не поняли, не поддержали.
Спасатель – он правда помогает?

Когда мы спасаем – мы не видим в другом взрослого человека, способного нести ответственность за СОБСТВЕННУЮ жизнь, мы забираем у него эту ответственность, инвалидизируем его. И воспринимаем другого не как взрослого РЕАЛЬНОГО человека, а скорее как объект, на которого возлагаем собственные фантазии, ожидания и потребности.

Но настоящая близость - это не когда один вытаскивает другого.
В ней есть я (реальный), и есть другой (также реальный). Поэтому важно знать и понимать себя и свои потребности, и при этом видеть другого человека, хотеть узнать его настоящего, часто не похожего на меня. А не «вдохновить, собрать и привести к успеху». Это скорее про контроль, страх быть ненужной и попытку заслужить любовь через полезность.

Откуда берётся потребность спасать?
Одна из частых причин - опыт детства. Когда рядом со мной, ребёнком, был взрослый, который не справлялся со своей жизнью. Когда я вдруг чувствовала, что если не я, то никто. Что если мама или папа (или другой значимый взрослый) расстроены -  это из-за меня, и именно я должна их поддержать. Что нельзя «грузить» их своими проблемами. И тогда нужно стать хорошей, сильной, нужной.

И это закрепляется. Постепенно внутри формируется связка: «Чтобы быть нужной и любимой - надо быть полезной, поддерживающей, незаменимой». Ребенок берет на себя ответственность взрослого, привыкает ее нести, появляется убеждение: «если я не помогу, он не справится». Даже если он - взрослый, состоявшийся человек. Даже если он меня об этом не просил.

Это не про то, что с тобой что-то не так или ты ненормальная. Просто психика так адаптировалась к некогда сложной жизненной ситуации, научилась выживать в тех условиях. И теперь переносит этот же способ в отношения с партнёрами.

Почему я снова в этом оказалась?
Потому что когда-то усвоила:
Быть нужной = быть любимой. Поддерживать = заслуживать отношения. Заботиться = не быть отвергнутой.

Это не выбор взрослого человека. Это старое детское решение. Механизм запускается автоматически.

Женщины с синдромом спасателя часто чувствуют, что всё на них. И в какой-то момент они устают. Чувствуют себя в тупике. Но при этом не могут остановиться, потому что иначе - кто я вообще? Что я буду делать рядом, если он справляется сам? Какова моя роль, если мне не нужно спасать?

Будто без этой функции исчезает смысл, значимость, ощущение нужности. Я просто не знаю себя никакой другой, кроме той, что спасает и поддерживает.

А что дальше?

Первый шаг — это честно посмотреть на реальность. Отделить её от фантазий. Задать себе вопросы:

А я вообще вижу его реального?
А мне с ним - как?
Если он не изменится - мне это подходит?
Что я получаю в этих отношениях?
Чего я хочу и не получаю?
Если я хотя бы на 1% отдам ему ответственность, что произойдёт? Он действительно не справится?А если справится - что будет со мной?

Иногда ответы на эти вопросы уже запускают сдвиг. Иногда нужно больше времени и поддержки, чтобы эти ответы не просто прозвучали. Важно прожить их, прочувствовать, столкнуться с не всегда приятными переживаниями и сожалениями. И тут может помочь работа с психологом. Бережная, в своем темпе, без советов «как тебе сделать», без «как надо и правильно», а с постепенным прояснением, как хочется жить именно мне? Что хочется чувствовать в отношениях? И как я могу к этому прийти?

Это про выбор

Синдром спасателя не вылечивается по щелчку. Он про отношения с собой, про опору, которой не хватило, про самоценность, про знание себя, своих потребностей, знание того «а какая я женщина?». Про не всегда приятное признание, что если я спасаю, то чувствую свою незаменимость и нужность, что на фоне его слабости я становлюсь сильной и важной. Это нормальные потребности, но их можно удовлетворить не только через спасательство.

Ты не обязана спасать. Ты имеешь право на близость, где есть двое. Не идеальные, не вечно сильные. Но настоящие. С реальными чувствами, потребностями, слабостями. Где ты не психолог и не мама, а партнёр, женщина. И где тебя выбирают не за то, что ты нужная, а за то, что ты настоящая и ты рядом.

P.S.

Увидеть реального мужчину - это не всегда про разочарование и выход из отношений. Хотя, если ты жила с фантазией, а не с человеком - разочарование наверняка случится. Но за ним может начаться настоящее знакомство. Не с образом, не с проектом под названием «мужчина моей мечты», а с живым человеком.

И может оказаться, что он и такой тебе нравится. Не идеальный, зато настоящий. И ты себе тоже начинаешь нравиться - не сверхженщина, не спасательница на дежурстве 24/7, а живая, чувствующая, с желаниями и границами.

И тогда можно договариваться: честно говорить о том, что важно, как нравится, а как не нравится. Не угадывать, а спрашивать. Слышать, как он хочет, чтобы его любили - и рассказывать, как ты хочешь, чтобы любили тебя.

Это требует честности, смелости, признания, что некоторые ожидания не сбудутся.

Но в этой реальности ты больше не одна, не та, кто тянет всё на себе. Появляется совместность.
И, возможно, вы решите остаться вместе. А может расстаться. Но, в любом случае, ты сможешь строить свою жизнь из ясности, а не из фантазии. Так, как тебе хочется. Так, как тебе будет хорошо. И не тратить так много энергии на фантазии.

Понравилась статья?
Поделитесь мыслями
Войдите, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подобрать психолога

Перейти к сравнению