“Нельзя просто сидеть и ничего не делать”,
“Если расслаблюсь - все развалится”,
“Контролируй всё, иначе случится беда”…
Знакомо? Иногда такие (вроде бы ваши собственные) мысли звучат в голове как фон. Но если остановиться и прислушаться, голос у них может быть не ваш. Он похож на мамин. Или на голос бабушки, папы, другого значимого взрослого, рядом с которым вы выросли.
В этой статье я буду говорить “мама” (для простоты), но это может быть и другой человек, чья тревога когда-то стала вашей.
Как это работает?
Когда ребенок растет, он переживает разные эмоции и усваивает различные модели поведения. Если мама всегда беспокоилась, что мир опасен, что нужно всё контролировать и тщательно планировать, то в какой-то момент ребенок начинает воспринимать это как норму. Хочется исследовать мир, а мама: “нельзя, опасно, вдруг что-то случится”. Еще ничего не произошло, но уже страшно.
Мама - главный источник доверия, и её установки могут стать частью вашего внутреннего мира.
И вот вы уже взрослый, но тревожный голос мамы до сих пор звучит внутри вас.
Когда человек впервые это замечает, бывает сложно. Часто появляется ощущение несправедливости: “Я что, всё это время жил не своей жизнью?”. Это важный, хоть и сложный момент: увидеть, как это все работает. Я не предлагаю сразу “отпустить установки”, а предлагаю свериться: “А правда ли мир такой опасный? Почему я в это поверил? А если всё не совсем так или совсем не так?”
В терапии мы разбираем тревогу на части: какие мысли приходят, что за ними стоит, какие чувства и телесные реакции возникают. Часто за тревогой прячутся и страхи, и злость, и неудовлетворённые потребности. Когда всё это распутывается, тревога уже не такая страшная.
И тогда появляется место для своего голоса. Голоса, который говорит не “опасно”, а “я могу попробовать”. Не “все развалится”, а “да, может быть трудно, но я справлюсь”.
Это не про радужный позитив, а про опору на реальность. Про то, чтобы замедлиться, заметить, выбрать как можно думать и действовать по-другому.