Клиент-центрированная терапия (КЦТ) – новаторское гуманистическое направление в консультировании и психотерапии, разработанное выдающимся американским психологом Карлом Рэнсомом Роджерсом (1902-1987 гг.) в 40-е годы XX века. Карл Роджерс сформулировал основные принципы взаимодействия терапевта и клиента, которые легли в основу современного психологического консультирования.
Рассказываем, что такое Клиент-центрированная терапия, в чем ее уникальное отличие от других направлений психотерапии, как она работает и на чем основан терапевтический эффект.
К. Роджерс совершил революцию в научном психологическом мировоззрении, изменив расстановку акцентов во взаимоотношениях «клиент-терапевт». Он утверждал, что в центре терапии должен быть именно клиент, а не терапевт (как это было ранее в психотерапии) – поскольку подлинный смысл субъективной картины мира клиента может открываться только ему самому. Психолог в данном подходе скорее выступает в роли «терапевтического заркала», помогая клиенту продвинуться в самопознании.
Кроме того, К. Рождерс осуществил еще и революцию другого рода - не проблема, но человек, его целостная личность начали ставиться им во главу угла.
Преимущества КЦТ
✔️ Экологичность. Терапевт в данном подходе работает очень бережно, не подавляя клиента и не навязывая ему свою позицию, ценности, убеждения. Человек получает безусловное позитивное принятие, которого часто был лишен прежде в своей жизни. Данный подход максимально способствует раскрытию клиента, поскольку любые аспекты его мировоззрения и эмоций безоценочно принимаются терапевтом.
✔️ Способствование личностному росту клиента. Эффективная терапия в клиент-центрированном подходе позволяет клиенту интегрировать «заблокированные» части самого себя, достичь осознания себя настолько, чтобы самостоятельно сделать позитивные шаги по изменению своей жизни. Клиент начинает лучше понимать свои чувства, принимать и включать их в поведение; становится более искренним и аутентичным (подлинным) во всех аспектах своей жизни; повышается степень его самоактуализации – реализованности во всех сферах.
✔️ Глубина решения проблем. Поскольку КЦТ способствует росту ответственности и целостности «Я» клиента, тот может достичь такой личностной зрелости, чтобы полностью пересмотреть и изменить негативные аспекты своей жизни. В будущем он может самостоятельно решать любые проблемы, которые ставит перед ним жизнь. Корректируется не только неадаптивное поведение клиента, не только уходит болезненная симптоматика, но и в целом жизнь человека становится более гармоничной, насыщенной и счастливой.
✔️ Акцентирование позитивной природы человека. В КЦТ подчеркивается врожденное стремление человека к внутреннему росту, здоровью и адаптации; личность любого человека является безусловной ценностью.
✔️ Индивидуальный подход к клиенту. Для терапевта, работающего в данном подходе, любой человек со своими проблемами и переживаниями является уникальной личностью с неповторимым жизненным опытом и присущей только ему картиной мира. Клиент-центрированный терапевт ориентирован на то, что нет «шаблонных вариантов решения»; он помогает каждому человеку найти свой собственный выход из ситуации, который обладает для него наивысшей ценностью.
При оказании индивидуальной психологической помощи подросткам и взрослым людям, в отношении которых соблюдаются следующие условия:
Клиент переживает внутриличностный конфликт или конфликт между требованиями внешней среды и личными потребностями – и при этом возникающее напряжение сильнее стресса, связанного с попыткой разрешить этот конфликт.
Клиент хочет получить помощь и готов ее принять.
Клиент хотя бы в некоторой степени обладает: способностью справляться со своими жизненными трудностями, психологической устойчивостью и возможностями для того, чтобы изменить свою ситуацию.
Клиент можен выразить свои противоречия с помощью слов или иными средствами.
Клиент обладает достаточным интеллектом — средним или высоким.
Возраст клиента – от 10 до 60 лет.
При оказании помощи родителям и детям в случае дисгармоничных детско-родительских отношений.
В этой ситуации с одним или обоими родителями выстраивается инидивидуальная терапия по поводу его взаимоотношений с ребенком (условия те же, что и в п.1).
Параллельно в это время с ребенком проводится индивидуальная игровая терапия, также основанная на принципах КЦТ. Возраст детей – от 4-х до 10 лет.
Отсутствие мотивации. КЦТ будет не эффективна, если у человека нет достаточной мотивации к изменению ситуации.
Отсутствие возможностей к изменению ситуации. Если человек слишком подавлен неблагоприятными обстоятельствами, крайне психологически неустойчив или не имеет «рычагов» воздействия на ситуацию (например, в случае, если ребенок полностью зависим от родителей и источник его психологических проблем находится в семейных отношениях, а терапия проводится только с ним).
Психические заболевания. КЦТ ориентирована на здоровых людей, стремящихся к преодолению травматичных или неблагополучных жизненных обстоятельств. При наличии психиатрического диагноза требуются более специализированные методы лечения, в том числе медикаментозные.
Личностные расстройства. При серьезных расстройствах личности, таких как параноидальное личностное расстройство, нарциссическое личностное расстройство, избегающее личностное расстройство и других видах личностных расстройств применение только методов КЦТ не будет достаточно эффективным. Эти заболевания требуют более специализированных методов лечения.
Ограничения по возрасту. Согласно К. Роджерсу, КЦТ будет не эффективна для детей до 4-х лет или для людей старше 60 лет, установки и жизненные принципы которых могут быть чересчур жесткими.
1. Теплота и отзывчивость со стороны терапевта, что выражается в неподдельном интересе к клиенту и полном принятии его как личности. Иначе это можно обозначить как безусловное позитивное внимание к клиенту. Такое отношение позволяет терапевту установить раппорт (глубокий контакт), перерастающий затем в более устойчивую эмоциональную связь.
2. Предоставление свободы выражения чувств при полном отсутствии морализаторских и оценочных суждений. В таких условиях клиент понимает, что все его чувства и отношения могут быть выражены - никакое переживание не будет слишком агрессивным или запретным. Ненависть к работе, внутренний конфликт по поводу отношений с супругом, агрессия к детям, антагонизм и обида на терапевта — все имеет право на выражение.
В рамках такого взаимодействия клиент – иногда впервые в жизни – получает опыт принятия себя таким, как он есть, без масок и фальши, со всеми своими сильными и слабыми качествами. Это дает ему возможность интегрировать расщепленные части своего «Я», глубже осознать самого себя и обрести внутреннюю целостность. В терминах теории личности К. Роджерса происходит увеличение конгруэнтности, или согласованности клиента – разрыв в «Я-концепции» между его «Я-реальным» и «Я-идеальным» уменьшается - человек больше понимает и принимает самого себя, степень его свободы увеличивается.
3. Несмотря на полную свободу выражения эмоций, терапевтический сеанс проходит в определенных, четко обозначенных рамках, что придает ему структуру, которую клиент может использовать для личностного роста. К основным ограничениям в КЦТ относятся:
- Ограничение ответственности. Важное ограничение, которое терапевт должен четко обозначить - степень принимаемой на себя ответственности за проблемы и поведение клиента. Несмотря на настойчивое желание клиента, чтобы терапевт взял на себя его проблемы, ответственность в КЦТ оставляется именно за клиентом.
- Ограничение времени. КЦТ гораздо эффективнее, если временные ограничения (длительность сессии) приняты и их придерживаются обе стороны.
- Допустимые границы агрессивного поведения. Клиенту предоставляется максимум свободы, чтобы выражать свои чувства, но запрещается наносить вред другим людям, переводя свои импульсы в действие.
- Допустимые пределы привязанности. Важное ограничение в клиент-центрированной терапии - определение допустимой степени эмоциональной вовлеченности со стороны терапевта.
4. Свобода от любого давления или принуждения. Терапевт не дает интерпретаций или советов, не побуждает клиента к выбору того или иного решения, не привносит от себя никаких «интервенций» (собственных желаний, установок или предубеждений). Философия индирективного подхода, к которому относится КЦТ, основана на предположении, что человек обладает правом выбирать свои собственные жизненные цели – даже если они отличаются от тех, которые мог бы ему предложить терапевт. Этим создается благоприятная почва для личностного развития, для сознательного выбора клиента.
Так, человек обнаруживает, что здесь не нужны его привычные психологические защиты для оправдания своего поведения. Во время сессии клиент может быть подлинным, быть самим собой, отбросить свои защитные механизмы, которые давали ему возможность ранее взаимодействовать с миром.
5. Терапевт в первую очередь опирается на актуальную информацию о клиенте, на его текущие эмоциональные и поведенческие реакции (прошлому опыту отводится в КЦТ минимальная роль).
6. Терапевт уделяет больше внимания эмоциональным факторам в ситуации клиента, чем ее интеллектуальным аспектам.
7. В своем взаимодействии с клиентом терапевт сам является подлинным и аутентичным. Он говорит то, что чувствует; демонстрирует клиенту полную откровенность и прозрачность своего поведения.
8. Глубокое эмпатийное понимание. Терапевт искренне стремится понять опыт клиента, понять его переживания и присущую только ему картину мира, проявляет к клиенту глубокую эмпатию и сопереживание, открыт к тем чувствам, которые переживает клиент. Понимая опыт и личностные смыслы собеседника, терапевт затем может отразить эту информацию клиенту, тем самым способствуя увеличению уровня его самосознания.
Терапевт возвращает клиенту его высказывания через понимаемый им смысл - поэтому в КЦТ очень важна эмоциональная чуткость терапевта, умение реагировать не на сами фразы, а на тот контекст и содержание, которые стоят за словами.
Техники активного слушания:
Эхо – дословное повторение слов клиента. Например, тот рассказывает о том, что жена в последнее время стала к нему относиться более безразлично. Терапевт может повторить: «Ваша жена в последнее время стала к Вам относиться более безразлично».
Перефразирование, или парафраз – возвращение высказываний клиента ему другими словами. Например, в приведенном выше примере с супругой терапевт может сказать: «Верно ли я Вас понял, что в последнее время Ваша жена к Вам охладела?».
Отражение контекста – терапевт возвращает клиенту более глубокий смысл, стоящий за содержанием его фразы. Например, в приведенном выше примере с женой терапевт может сказать: «Правильно ли я Вас понял, что для Вас по-прежнему очень важны отношения с супругой?».
Резюмирование – в конце большого блока высказываний клиента терапевт кратко резюмирует основную мысль, которую он услышал, например: «Сейчас в Вашей семье наблюдается второй за весь период брака серьезный кризис отношений».
Обобщение – терапевт может выделить главную мысль в речи клиента и своими словами обобщить различные его высказывания. Например, клиент говорит о том, что в последнее время на работе ужасная атмосфера – начальник придирается, коллеги вступают с ним в конфликт на ровном месте и т.д. Терапевт может сказать: «Верно ли я понимаю Ваше ощущение, что сейчас на работе все ополчились против Вас?».
Техники эмпатического слушания:
Отражение чувств – внимательно слушая клиента, терапевт может уловить то чувство или переживание, которое стоит за его словами. Например, терапевт может сказать: «Сейчас, когда я Вас слушал, мне показалось, что Вы испытываете противоречивые чувства по отношению к Вашим родителям – Вы одновременно и любите их, и хотите больше от них дистанцироваться».
Метафоры – терапевт может облечь понимаемый им смысл в метафору, аллегорию или сравнение, чтобы помочь клиенту увидеть новые аспекты его ситуации. Например, клиент рассказывает о том, что вышел на новую работу, и ничего не успевает ни дома, ни в профессиональной деятельности. Терапевт может сказать ему следующее: «Верно ли я Вас услышал, что ответственность на новой работе Вы ощущаете как тяжелый камень, который Вы взвалили себе на плечи?».
Требования к клиент-центрированному терапевту. Несмотря на кажущуюся простоту метода, работать в подходе КЦТ достаточно сложно, поскольку этот вид терапии предъявляет высокие требования не к техникам, а к личности самого терапевта.
КЦТ эффективна только тогда, когда терапевт сам обладает высокой степенью личностной зрелости, конгруэнтностью и аутентичностью, развитой рефлексией, эмпатией, децентрацией и чуткостью к чувствам клиента. Во время сессии он должен говорить минимально, полностью предоставляя возможность раскрыться клиенту (обычно в КЦТ терапевт говорит в 4-5 раз меньше клиента, в отличие от директивных методов терапии, когда основную часть времени говорит терапевт, а клиент «пытается вставить словечко»).
Если терапевт в работе с клиентом опирается на основные принципы КЦТ и действительно предоставляет клиенту безопасное пространство для самовыражения и интеграции «заблокированных» чувств, то постепенно клиент учится осуществлять значимый для него, независимый выбор. Именно в такой ситуации спонтанно наступает просветление, инсайт, неожиданное понимание самого себя, которое в свою очередь становится опорой для самостоятельного, ответственного выбора в принятии решения – как поступить в той или иной ситуации.
Этапы КЦТ:
Нежелание выражать себя
Появление чувств без ответственности
Выражение чувств
Принятие чувств и себя
Распознавание выраженных чувств
Полнота переживаний и принятие чувств как части себя
Собственное развитие
Если КЦТ проводится профессионально, то клиент расширяет свои возможности быть открытым опыту, раскрывает своей потенциал, реализует врожденный базовый мотив к самоактуализации. К. Роджерс выделял следующие качества личности с высокой степенью самоактуализации:
Открытость по отношению к любому опыту
Возможность жить полной жизнью в любой момент времени
Способность прислушиваться к своим физиологическим ощущениям, эмоциям, интуиции
Свобода в мыслях и поступках от давления мнения окружающих
Высокий уровень творчества
Высокая самооценка и самоуважение
Принятие ответственности за свои поступки и свою жизнь на себя
Отношение к другим людям как к уникальным личностям
Данная книга описывает сущность клиент-центрированной терапии и может считаться базовым учебником по обучению данному методу.
В книге четко изложены основные принципы КЦТ, описаны преимущества и область применения данного метода.
В книге приводятся убедительные доказательства того, что, способствуя развитию личности клиента, терапевт помогает ему в решении целого ряда жизненных проблем.
В книге представлена публикация всех бесед К. Роджерса с одним из его клиентов, составляющих завершенный курс психотерапии.
Источники
- Под ред. Девида Брэзиера. Пер. с англ. // Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века. М.: Когито-центр, 2005
- Роджерс К.Р. // Клиент-центрированная психотерапия. М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002
- Роджерс К.Р. // Недирективное консультирование: клиент-центрированная психотерапия // Техники консультирования и психотерапии. Тексты. Под ред. Сахакиан У.С. М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000
- Bozarth, J. Person-centered therapy: A revolutionary paradigm. Ross-on-Wye: PCCS Books, 1998
- Bozarth, J. & Wilkins, P. (Eds.) Rogers' therapeutic conditions: Evolution, theory and practice. Vol. 3: Unconditional positive regard. Ross-on-Wye: PCCS Books, 2001
- Rogers, Carl R., and Barry Stevens. Person to Person: the Problem of Being Human: A New Trend in Psychology. Walnut Creek, CA: Real People Press, 1967.
- Rogers, Carl R., and Rosalind F. Dymond, eds. Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954.
- Rogers, Carl R. Counseling and Psychotherapy: Newer Concepts in Practice. Boston: Houghton Mifflin Company, 1942.