Прежде всего, мы знаем выделенное им чувство недостаточности и соответствующий ему комплекс (в духе подхода такой перевод более точен, чем распространённый вариант «неполноценности» – смотри пояснения в книге)
Психодинамический подход, вариант психоанализа, имеющий собственный, более гуманистический и социально-обусловленный взгляд на природу человека. Многие идеи, разработанные Адлером, используются психологами различных направлений в своей практической работе и по сей день. Разберем ключевые понятия индивидуальной психологии по порядку.
Адлер описывал стремление компенсировать чувство недостаточности (ощущение нехватки или ущербности по отношению к другим). Особенно чувство недостаточности характерно для детей, которые ощущают себя меньше, слабее, в более низком положении относительно взрослых или сверстников. Компенсация — это развитие других качеств и способностей, «перекрывающее» недостаток, а гиперкомпенсация, если просто, — это стремление превзойти других именно в той сфере, где недостаток ощущается.
Два вектора становятся определяющими в жизни каждого — это социальный интерес (способность к сотрудничеству и общественному благу, т.к. мы социальные существа, всегда находящиеся в контексте общественных отношений) и стремление к превосходству над другими (в позитивном смысле - как стремление к саморазвитию).
Индивид уже в детстве формирует свой жизненный план, в котором есть представление о том, как возможно добиться превосходства. Именно цель является отправной точкой для понимания целостности психической жизни, поэтому и название подходу выбрано - индивидуальная психология (как неделимая уникальная целостность).
Адлер описал четыре типа установок личности, где каждому присущи разного рода психологические проблемы, а зрелым и реально скомпенсированным является лишь последний:
управляющий
избегающий
берущий
социально-полезный
Так называемый «Событийный круг» — это модель, описывающая закрепление принятых решений действовать после эмоционального отклика на событие прошлого. Действия в любых схожих эмоциональных состояниях будут повторятся автоматически без учета контекста ситуации. Путь преодоления подобных схем – «перерешение» или осознание ситуации с более взрослой позиции, нахождение альтернативных способов действий (сообразных ситуации).
Еще один важный аспект формирования жизненного стиля – это порядок рождения в семье. Адлер подробно разбирает условия, в которые приходит ребенок и соответствующие характеристики личности, связанные с ними. Таким образом, эти условия влияют на формирование представлений о себе самом и своем месте по отношению к другим. Находят они отражение и в последующей семейной жизни, поскольку каждый из супругов приходит в союз уже с «привычным» пониманием роли, ожиданий и проявления заботы, исходя из формирующей данности.
Чувство недостаточности может быть пережито в разных ситуациях и присуще практически всем. Жизненный план и стиль формируются исходя из индивидуального восприятия и адекватности выбранных вариантов развития. Человек всегда имеет свободу воли выбрать (или изменить) пути достижения своих целей.
Когда мы говорим о комплексе недостаточности или превосходства, то имеем ввиду крайние степени сформированных и некорректных, с позиции пользы для общества и понимания своей природы, движущих сил и представлений индивида, по заявлению Адлера, «находящихся на бесполезной стороне жизни». То, как повлияют различные обстоятельства на внутренний мир, зависит от множества факторов, но мы можем приблизиться к пониманию мотивации конкретного индивида через интерпретацию его целей, которые будут отражаться в деятельности, творчестве или воспоминаниях.
Это один из специфических методов индивидуальной психологии. Такие воспоминания практически всегда соотносятся с выбранным стилем жизни, даже если являются фантазией, поскольку отражают бессознательные тенденции. Весь анализ построен вокруг попыток определить устремления и будущие ожидания индивида.
Суть подхода в работе с клиентом – определение стиля жизни и его реорганизация в случаях, когда цели и механизмы реализации «ошибочны» с позиции развития в сторону общественной пользы, сотрудничества и самореализации.
Альфред Адлер один из первых, кто описывал особенности воспитания и их влияние на формирование жизненного стиля, а также внедрял форму консультирования детей совместно с родителями.
Подробнее с методологией и примерами из практики самого автора, можно ознакомиться в его книгах, написанных доступно и для неспециалистов, например: «Индивидуальная психология» (она же издавалась ранее как «Практика и теория индивидуальной психологии»)